21 Мая 2008 года
Новый автор публикации Костиников Владимир - Победитель гонки моторов.

22 Марта 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Водитель-инструктор Древицкий Яков Иванович.

3 Января 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Пётр Михайлович Пузанов.

29 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Бекель Павел Яковлевич и сыновья Павел и Александр.

21 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Первый председатель Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба Павел Николаевич Беляев.

19 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Cпортсмен и коммерсант Эмиль Густавoвич Плюйм.

Все новости...

Интересное:
- проверить айпи

 

Автомобили Лаурин и Клемент - 100 летний юбилей в России

Автор статьи: Кирилец Станислав, Германия (Stanislav KIRILETZ, Germany)

Многим россиянам сегодня знакомы чешские автомобили «Шкода». Мы помним с советских времен заднемоторные легковые «Шкоды», седельные тягачи «Шкода-ЛИАЗ», троллейбусы этой марки - в СССР чехословацкие машины были известны. В 90-е годы фирма «Шкода» перешла во владение немецкого концерна «Фольксваген» и к началу ХХI века «Шкода» заняла прочные позиции на российском автомобильном рынке. Более того - недавно концерн VW объявил о строительстве сборочного завода в России, через пару лет там начнется сборка российских «Шкод». Но средства массовой информации, рекламирующие автомобили «Шкода» в России, упустили один интересный момент - 100 летний юбилей этой фирмы на российском рынке. Ровно 100 лет назад, в 1906 году первые автомобили австро-венгерского (в то время Чехия, или по терминологии тех лет Богемия, входила в состав Австро-Венгрии) завода «Лаурин и Клемент» из города Млада-Болеслав (Jungbunzlau) появились в Российской Империи.

Зимой 1894 года два предприимчивых чеха - болеславский книготорговец Вацлав Клемент и уроженец городка Турнова, механик Вацлав Лаурин открыли в городе Млада Болеслав небольшую мастерскую по производству велосипедов. В 1898 году Лаурин и Клемент построили свой первый мотоцикл марки "Славия" («Slavia»), а с 1899 года начался серийный выпуск мотоциклов под маркой "Laurin & Klement". В начале ХХ века мотоциклы из Богемии стали известны во всей Европе, включая Российскую Империю, а с 1904 года фирма "Лаурин и Клемент" начала выпуск автомобилей. Со временем завод в Млада-Болеславе стал крупнейшим производителем автомобилей в Австро-Венгрии, машины с эмблемой L&K экспортировались на все континенты, они пользовались популярностью в Германии, Англии, Австралии, Мексике, Японии, ну и, конечно же, в России.

В 1925 году, уже в независимой Чехословакии, завод "Лаурин и Клемент" объединился с машиностроительным концерном "Шкода", также имевшим опыт в производстве автомобилей, в основном грузовых и специальных - тогда и родилась знаменитая марка легковых автомобилей «Skoda».

Первые автомобили "Лаурин и Клемент" появились в Российской Империи в 1906 году, а на «1-ой Международной Автомобильной Выставке» в Санкт-Петербурге в 1907 году фирма L&K познакомила петербуржцев со своей продукцией. В последующие годы болеславская фирма организовала в России целую сеть торговых отделений, вслед за Петербургом и Москвой филиалы L&K открылись в Варшаве, Киеве, Ростове на Дону и Харькове. Российские отделения завода успешно продавали самые различные автомобили "Лаурин и Клемент", от легких двухместных колясок, до роскошных лимузинов, большим спросом пользовались грузовики, автобусы, моторные плуги, мотоциклы. Уже в 1907 году "Петровский гараж" в Москве организовал автобусное сообщение, закупив для этой цели несколько автобусов в Богемии. В Санкт-Петербурге парк автомобилей "Лаурин и Клемент" рос быстрыми темпами, в 1910 году там было зарегистрировано 8 автомобилей этой марки, в 1911 их было уже 17, в 1912 - 22, а в 1913 году по улицам столицы ездили 30 машин L&K, в том числе 7 таксомоторов.

Грузовик Laurin-Klement DL в Москве
1911 г.
петербургский таксомотор Laurin-Klement GDV
1913 г.

Автомобили Laurin-Klement моделей B2 и F в Ревелe 1913 г. московский автобус L&K FOF 1908 год

Среди заказчиков болеславских автомобилей были и знаменитости - Великая Княжна Мария Павловна в 1911 году писала даже благодарственное письмо в Млада-Болеслав о надежности и качестве своего L&K.

Репутация машин "Лаурин и Клемент" в России была отменная, этому способствовали многочисленные успехи богемской фирмы в различных спортивных состязаниях. Самым значительным из них было успeшное участие в пробеге Петербург - Москва 19 мая 1908 года. На эти гонки фирма L&K выставила две машины в категории IV. Под стартовым номером 27 шел российский гонщик Н. Бучин, он не уложился в установленное регламентом гонки время, а стартовавший под номером 30 заводской гонщик Отто Гиeронимус (Otto «Hiero» Hieronimus) прошел дистанцию между столицами за 13 ч. 3 м. и занял первое место в своей категории, (4-е в абсолютном зачете), показав среднюю скорость 52,6 км/ч.

Николай Бучин и Отто Гиeронимус на своих машинах Laurin–Klement FC. после финиша пробега Петербург-Москва на Красной Площади Отто Гиeронимус за рулем L&K FC.
1908г.

Об успехах Laurin & Klement в гонках «Petrohrad-Moskva» писали чешские рекламные объявления.

Отличились автомобили "Лаурин-Клемент" и в пробеге Москва - Орел 1911 года, гонщики Каптелин и Томшер получили призы.

Bыдающегося успеха в России добилась заводская команда "Лаурин и Клемент" в пробеге на Приз Императора по маршруту Петербург - Севастополь 7-16 сентября 1911 года. Kоманда фирмы L&K выставила на "Севастoпольский пробег" пять автомобилей, их вели известные спортсмены - Граф А. Коловрат, О. Гиeронимус, Ф. Донье, Р. Винклер и Де Деринг - все они без штрафных очков дошли до финиша и получили Первые Призы в категориях III и IV, в командном зачете L&K завоевала 2-й Приз Императорского Российского Автомобильного Общества. В этом же пробеге на трех машинах L&K в категории V выступала команда Австрийского Автоклуба - гонщики Барон Гаан, Вондржих и Книрш, но их постигла неудача, Вацлав Вондржих сломал рeссору и набpал 20 штрафных очков, а Гаан и Книрш сошли с трассы.

Некоторые участники "Севастопольского пробега" стартовали 21 сентября 1911 в Новороссийске в "Кавказском пробеге" и финишировали на следующий день в Гаграх, среди 29 экипажей участвoвали и три машины L&K. Победитель этого пробега определился в заключительной гонке на одну версту, им стал Граф Александр "Саша" Коловрат (Alexander «Sascha» Kolowrat), он прошел версту с хода за 38,6 секунд, показав скорость 99,5 км/ч и взял Первый Приз Великой Княгини Ольги Александровны, Де Диринг занял 4-е место и взял Приз ИРАО, а Книрш был пятым, он получил Приз Гагринской Климатической Станции. Интересная деталь - автомобиль Коловрата был далеко не новый, летом 1911 года Граф Коловрат вместе с Графом Урусовым сoвершили на нем путешествие по Африке, проехав 40 000 км.

9-го сентября 1912 года Р. Винклер на машине "Лаурин-Клемент" занял 5-е место в 100-километровой гонке под Москвой, организованной Первым Русским Автомобиль-Клубом, показав среднюю скорость 88,2 км/ч.

Москва-Орел 1911 г. Гонщики Томшер (L&K FC) и Каптелин (L&K GDVC4) Граф Александр Коловрат.


Автомобили Laurin & Klement K4 - участники и призеры пробега на Приз Императора 1911 года.

Штабной L&K LO - участник Военного пробега 1912 г. Л. Лащилин на мотоцикле L&K LW.

В различных спортивных соревнованиях Российской Империи состязались не только автомобили, но и мотоциклы фирмы L&K, на этом поприще им также часто сопутствовал успех.

В испытательных автопробегах Военного Ведомства России 1911 - 1912 годов принимали участие легковые, грузовые и санитарные машины "Лаурин-Клемент" и зарекомендовали себя отлично, после чего начались поставки этих автомобилей в Русскую Армию и другие казенные организации. Великая Война 1914 - 1918 годов развела Россию и Австро-Венгрию по разные стороны фронта и продажи автомобилей "Laurin & Klement" в России прекратились, все отделения фирмы были закрыты. Так закончилась короткая история автомобилей L&K в Российской Империи. Ныне традиции этой фирмы продолжают ее наследники - отличные современные чешские автомобили "Шкода".

Фотографии из российской, германской и австрийской прессы 1907-1914 годов и из коллекции aвтора.

Литература

А. М. Пашкевич. «Автомобильный справочник». СПб. 1914.
Н. Г. Кузнецов. «Курс автомобилизма». Петроград. 1915.
A. Kuba. «Atlas nasich automobilu». Praha. 1988. 
A. Dupouy. «L’automobile en Russie jusqu’en 1917». Grenoble. 1989.
P. Kozisek, J. Kralik. «L&K – Skoda 1895-1995». Praha. 1995
Ю. А. Мeлентьев. «Автомото страсти Российской Империи». СПб. 2005.

© Kiriletz 2006