Княгиня
Софья Алексеевна Долгорукaя
Автор статьи:
Кирилец Станислав, Германия (Stanislav KIRILETZ, Germany)
Княгиня Долгорукая на автомобиле «Делоне-Бельвиль» 18 л.с. 1910 год, Киевский автопробег.
25.12.1887 - 08.12.1949
ДОЛГОРУКАЯ Софья Алексеевна (25.12.1887-08.12.1949), княгиня - представительница известного в России графского рода, происходящего от Алексея Григорьевича Бобринского, родившегося 11 апреля 1762 года, как это видно из собственноручного письма Екатерины II от 2 апреля 1781 г., и возведённого в графское Российской Империи достоинство императором Павлом I 12 ноября 1796 г. По рождению – Бобринская, дочь графа Алексея Александровича Бобринского (1852-1927) – сенатора, обер-гофмейстера*, председателя Императорской Археологической комиссии и пр. и Надежды Александровны Половцевой (1865-1920). Изучала медицину, в период 1907-1912 гг. много времени проводила в госпиталях. Одна из первых в России женщин-автомобилисток и лётчиц. Увлекалась автомобилями, совершенствовалась в их вождении, была членом Императорского Российского Автомобиьного Общества (ИРАО). Софья Алексеевна была единственной женщиной среди участников Киевского автопробега на на Приз Его Императорского Величества Николая II с 16 по 29 июня 1910 года по маршруту Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Могилёв - Киев - Гомель - Рославль - Москва - Тверь - Новгород - Санкт-Петербург протяжённостью 3200 км, причем все время она сама управляла автомобилем «Делоне-Бельвиль» 18 л.с. (Delaunay-Belleville 18 CV) под стартовым номером 19. Только досадный случай на стоянке в Вышнем Волочке (случайно разбил радиатор въехавший в её автомобиль один из участников), на последнем этапе перед финишем в Санкт-Петербурге, не позволил ей войти в зачётный состав. Ее автомобиль «Делоне-Бельвиль» был зарегистрирован в Санкт-Петербурге вначале под № 456 по адресу – Английская набережная дом 70 (данные 13.08.1912), а затем под № 752 по адресу - Галерная, дом 73 (01.07.1913).
В начале 1910-х годов Софья Алексеевна увлеклась нарождающейся авиацией, в 1911 г. прошла начальную лётную подготовку в школе Блерио (Bleriot) в Париже. Вернувшись в Россию, окончила Высшие женские курсы. Затем поступила в школу пилотов ВАК и в июне 1914 г. получила удостоверение лётчицы (авиатриссы, как иx называли). Её ходатайство о назначении в военную авиацию было отклонено, тогда она yшла на фронт сестрой милосердия в отряд Красного Креста имени Государственной Думы.. В начале 1917-го г. её направили на переподготовку в Гатчину, а затем в корпусной авиаотряд (26-й КАО). Распад армии лишил её возможности воспользоваться назначением.
Вероятно в 1913 или в 1914 году княгиня развелась со своим мужем. Называлась она тогда графиней Бобринской, но многие её знали по прежнему как княгиню Долгорукую по фамилии первого мужа, князя Долгорукого Сергея Александровича (1872 - 1933) - флигель-адъютанта, полковника Конного лейб-гвардии полка, члена Императорского Яхт-клуба и Императорского Императорского Российского Автомобиьного Общества, членa многих благотворительных обществ. С 1915 Свиты Его Императорского Величества генерал-майора, состоявшего при Императрице Марии Фёдоровне, матери Императора Николая II. Уже при Советской власти в Петрограде 25.11.1918 г. графиня Бобринская вышла замуж вторично за князя Петра Петровича Волконского (1872-1957), но вынуждена была уехать за границу. В 1921 г. из Англии съездила в Россию, вызволила там своего мужа из тюрьмы и вместе с ним вернулась в Лондон. Пробовала работать по воспитанию детей и в медицине, но не имела соответствующих документов. В 1926 г. вновь сдала экзамены на право вождения автомобиля и стала работать водителем такси. Муж подрабатывал переводами, работал бухгалтером и клерком, в 1927-1928 гг. работал в Дьеппе (Dieppe) в казино барона Гинзберга, где Софья Алексеевна также подрабатывала гидом-переводчиком. С 1928 г. стала работать секретарем у маркиза Ганея (Ganay).
Софья Алексеевна aвтор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке в 1928 г.; публикации - «Горе побежденным» (1934, Париж), статьи и обзоры в «Возрождении» и «Русской мысли». Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 г. посещала дочь (от первого брака) в немецком плену. Умерла во Франции, похоронена на одном из кладбищ Парижа.
Существуют и другие версии биографии княгини Софьи Долгорукой. Некоторые исследователи российской генеалогии утверждают, что первым мужем княгини Софьи Алексеевны был князь Петр Александрович Долгоруков (Долгорукий)** (1883 - 1925), чиновник Государственной канцелярии, титулярный советник в должности церемонимейстера Высочашего двора. Косвенные данные говорят о том, что эта версия маловероятна, она нуждается в проверке.
А некоторые историки российской авиации утверждают, что во время Гражданской войны княгиня Долгорукая уехала в Германию, где работала в Берлинe в госпитале. Там Софья Алексеевна якобы вышла замуж за немецкого лётчика, которого сама выходила после тяжёлого ранения. Других сведений у авиаисториков о С. А. Долгорукой нет, a эта версия не подкреплена никакими фактами.
* Придворный чин 2-го класса Табели о рангах в России (всего 14 классов), учреждённый Петром I в 1722 г.; заведовал придворным штатом и финансами императорского Двора
** Князья Долгорукие и Долгоруковы - древнейщие российские дворянские фамилии, ведущие свою родословную от Великих князей Рюриковичей и князей Оболенских.
В энциклопедии Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. 1916 г. написано: "Долгоруковы и Долгорукие = русский княжеский род, происходящий от Святого князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Потомок его в седьмом колене, князь Иван Андреевич Оболенской, прозванный Долгоруким, был родоначальником князей Долгоруковых и Долгоруких. Из этого рода было шесть бояр, четыре окольничих, один фельдмаршал. Род князей Долгоруковых и Долгоруких разделился на три ветви, происходящие от окольничего князя Федора Федоровича (умер в 1664 г.) и бояр Юрия (умер в 1682 г.) и Димитрия (умер в 1674 г.) Алексеевичей. Он внесен в V часть родословной книги Владимирской, Московской, Подольской, Полтавской, С.-Петербургской, Симбирской, Тульской и Черниговской губ. (Гербовник I, 7)."
В генеалогических исследованиях всегда была путаница с этими фамилиями, эта путаница происходит и до сих пор, причем все запутанно так, что уже вряд ли возможно установить истину. Не обошел этот казус и наше краткое исследование: княгиня Софья Алексеевна почти всегда в письменных источниках ХХ века носила фамилию Долгорукая, но в некоторых публикациях она называлась Долгорукова. Надеямся, что генеалогия рано или поздно найдет истину в этом вопросе.
К этому "фамильному ребусу" можно добавить, что по данным "Автомобильного Справочника С.П.Б. 1913-14 гг." инженера А. М. Пашкевича (4-й выпуск), среди владельцев частных автомобилей числятся четыре представителя рода Долгоруких/Долгоруковых:
Княгиня Долгорукая С. А. (Галерная 73), героиня нашего очерка, на имя которой был зарегистрирован под номером 752 автомобиль "Делоне-Бельвиль" с кузовом ландоле налоговой мощностью 16 л.с. Но на фотографиях с Киевского пробега 1910 г. мы видим "Делоне-Бельвиль" с кузовом дубль-фаэтон. Вероятно позже Софья Алексеевна приобрела другую машину той-же марки. Это объясняет и замену регистрационного номера.
Князь Долгорукий С. А. (Галерная 77), имевший два автомобиля "Панар-Левассор" - с кузовом ландоле 18 л.с. под номером 1082 и с кузoвом лимузин 20 л.с. под номером 1083.
Княгиня Долгорукова С. М. (Захарьевская 20), за ней под номеpом 1948 записана машина "Руссо-Балт" с кузовом ландоле, 18 л.с.
Князь Долгоруков М. М. (Песочная 16а), имевший под номером 324 лимузин "Фиат" 22 л.с.
 |
 |
Княгиня С. А. Долгорукая за рулем своего "Делоне-Бельвиль" во время Императорского пробега 1910 года на промежуточном финише в Киеве |
 |
 |
Перед стартом пробега на Приз Императора, Царское Село, 16.06.1910. |
Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана, Франция, 1911. |
Иллюстрации из российской автомобильной прессы 1910 - 1917 годов и из коллекций Ю. А. Мелентьева и С. В. Кирильца.
© Melentjew & Kiriletz 2007