21 Мая 2008 года
Новый автор публикации Костиников Владимир - Победитель гонки моторов.

22 Марта 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Водитель-инструктор Древицкий Яков Иванович.

3 Января 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Пётр Михайлович Пузанов.

29 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Бекель Павел Яковлевич и сыновья Павел и Александр.

21 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Первый председатель Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба Павел Николаевич Беляев.

19 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Cпортсмен и коммерсант Эмиль Густавoвич Плюйм.

Все новости...

Интересное:
- Запчасти Мерседес бу

 

Верстовые гонки Волхонки

18 июня 2005 года в Пушкине на Саперной улице прошли автомобильные соревнования по парным гонкам на ускорение (дрег-рейсинг) которые были названы организаторами соревнований Царскосельская автомобильная верстовая гонка «Волхонка – 2005», но мало кто знает почему ее так назвали. Ответ на этот вопрос можно найти в событиях 100 летней давности, когда в Царском селе на заре автомобилизма впервые в России проводились нашими прадедами автомобильные гонки на побитие рекордов скорости на дистанции в одну версту и проводились они на Волхонском шоссе, но давайте заглянем в то время и посмотрим как это было.

На юго-западе от Санкт-Петербурга стрелой идет старинное Волхонское шоссе, соединяющее пригороды Царское село (ныне Пушкин) и Петергоф (ныне Петродворец). Эту дорогу как наиболее прямую и лучшую по покрытию, облюбовали в начале двадцатого века сначала велосипедисты, а вслед за ними и первые русские автогонщики. Особенно популярными среди них были скоростные гонки на одну версту (1 верста = 1,0668 км). И так начнем с начала.

Первая верстовая гонка «Волхонки» 12 мая 1901 г.
12 (25 по нов. ст.) мая 1901 года вместе с велосипедистами, состоялись первые моторные гонки на одну версту. В тот день на Волхонском шоссе гулял сильный ветер и организаторы соревнований, редакция журнала «Самокат», решили одну версту проходить два раза: сначала в одну сторону по ветру со стартом с места, затем после 5-минутного перерыва в обратную сторону против ветра со стартом с хода. Покончив с заездами «самокатчиков» на велосипедах, приступили к заездам «самоездчиков» на «самодвигателях» (мотоциклах) и «самоходах» (автомобилях). Разрешалось одному гонщику выступать два раза, но на разных «моторах».

Сначала стартовали мотоциклисты. Среди них первый приз завоевал Борис Постников, выступавший сначала на двухколесном мотоцикле «Психо» массой 32 кг с двигателем «Старлей» мощностью 1,32 л.с. (старт - с места – время 3 мин. 26,4 с., скорость – 18,6 км/ч, с хода – время 1 мин. 42,0 с., скорость – 37,6 км/ч), а затем на трицикле «Клеман» с двигателем «Де Дион-Бутон» мощностью 1,75 л.с. (старт - с места – время 2 мин. 42,8 с., скорость – 23,6 км/ч, с хода – время 1 мин. 17,8 с., скорость – 49,4 км/ч). Среди автомобилистов отличился «франко-русский» спортсмен Луи Мази, также выступая на двух «колясках» – легкой и тяжелой. Сначала он стартовал на двухместном «Старлее» с двигателем «Де Дион-Бутон» мощностью 3,5 л.с., (старт - с места – время 2 мин. 44,2 с., скорость – 23,4 км/ч, с хода –время 1 мин. 24,6 с., скорость – 45,3 км/ч), а затем на трехместном «Бардоне» мощностью 8 л.с. (старт - с места – время 2 мин. 44,0 с., скорость – 23,4 км/ч, с хода – время 1 мин. 37,8 с., скорость – 39,2 км/ч).

 Б. Постников на мотоциклах:

 Л. Мази на автомобилях:

2-колесном

3-колесном

легком

тяжелом

с места

3 мин 26,4 с

с хода

1 мин 42,0 с

с места

2 мин 42,8 с

с хода

1 мин 17,8 с

с места

2 мин 44,2 с

с хода

1 мин 24,6 с

с места

2 мин 44,0 с

с хода

1 мин 37,8 с

18,6 км/ч

37,6 км/ч

23,6 км/ч

49,4 км/ч

23,4 км/ч

45,3 км/ч

23,4 км/ч

39,2 км/ч

Вторая верстовая гонка «Волхонки» май 1902 г.
На следующий год, в мае 1902 года в верстовой гонке на Волхонском шоссе Луи Мази чуть-чуть улучшил свой прошлогодний рекорд на автомобиле, достигнув скорости 45,5 км/ч. В этом году в автомобильной жизни столицы произошло важное событие – 24 ноября на учредительном собрании из 14 энтузиастов автомобилизма и автомотоспорта был основан Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб (СПАК), который в дальнейшем стал основным организатором гонок на Волхонском шоссе.

Третья верстовая гонка «Волхонки» 27 апреля 1903 г.
Сошел снег, подсохло, зазеленела трава, и на Волхонском шоссе 27 апреля 1903 года вновь загудели моторы первой весенней гонки на одну версту. Все автомобилисты соревновались в общем зачете, поэтому и места распределились в соответствии с мощностью двигателей: 1 место – Александр Коровин на «Панар-Левассор» 24 л.с., 2 место – Вадим Михайлов на «Прюнель» 12 л.с., 3 место – механик Фрезе на «Дион-Бутоне» 6 л.с. На этот раз скорости были повыше, чем два года назад, и при более мощных машинах меньше была разница в скоростях при старте с места и с хода.

Результат потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга Александра Александровича Коровина оставался рекордным весь этот год, несмотря попытку улучшить его 26 июня 1903 года. В этой летней верстовой гонке дистанция была заранее выбрана между 14 и16 верстой от станции Александровская и тщательно промерена членами технической комиссии Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба. Здесь отличился гость из Московского клуба автомобилистов (МАК) Бруно Васильевич Фарих, который на своем автомобиле «Ришар» 12 л.с. прошел 1 версту при старте с места за 1 мин 23,6 с. – 49,5 км/час, а при старте с хода за 1 мин 10 с. – 54,9 км/час. Среди мотоциклистов лучшее всех выступил сын известного издателя Энциклопедического справочника (Брокгауз, Ефрон) Альберт Ефрон; при старте с хода он прошел одну версту за 1 мин 20 с. – 48,0 км/час.

1 место - А. Коровин

2 место - В. Михайлов

3 место - Фрезе

Панар-Левассор - 24 л.с. Прюнель - 12 л.с. Де Дион-Бутон - 6 л.с.
с места с хода с места с хода с места с хода
1 мин 19,4 с 1 мин 08,0 с 1 мин 24,4с 1 мин 18,6 с 1 мин 42,0 с 1 мин 25,2 с
48,4 км/час 63,2 км/час 45,5 км/час 48,8 км/час 37,6 км/час 45,1 км/час

Четвертая верстовая гонка «Волхонки» 18 июля 1904 г.
В очередной верстовой гонке 18 июля 1904 года на Волхонском шоссе произошло несколько знаменательных событий. Александр Солдатенков на гоночном автомобиле «Ришар-Бразье» с двигателем мощностью 50 л.с., который он ласково называл «Лина», при старте с хода показал время 36,2 с., т.е. немного не дотянул до 100-верстного рубежа (99,45 верст/час), но зато впервые в России перешагнул 100-километровый рубеж скорости автомобиля – 106,1 км/час. «Скорость, еще ни разу не достигнутая на русских дорогах», писали тогда. Скорости других участников были скромнее; второе место занял гонщик Сибильот на «Гоброн-Брилье» 25 л.с. – 72,1 км/час, а на поровом автомобиле «Серполле» достигнута скорость 63 км/час.

Впервые в России на этих соревнованиях отмечен «дамский рекорд», который установила госпожа Вальтон на автомобиле «Ришар» 10 л.с. (категория «легких колясок»), пройдя одну версту за 1 мин. 58 с. – 32,5 км/час. Новый всероссийский рекорд на мотоцикле установил также служащий Петербургской шинной фирмы «Треугольник» француз Франсуа Донье на «Саролеа» (Sarolea) 4,5 л.с. – 76,2 км/час; этот рекорд удалось преодолеть только в гонках 19 мая 1913 года.

Пятая верстовая гонка «Волхонки» 7 августа 1905 г.
Новый 1905 год начался с революционных потрясений: 3 января – забастовка на Путиловском заводе, 9 января – «кровавое воскресенье» – расстрел 100-тысячной толпы в Санкт-Петербурге, которая во главе со священником Г.А. Гапоном направилась к царю с петицией. Пламя первой русской революции все больше возрастает, до гонок-ли тут. Тем не менее Санкт-Петербургский автомобильный клуб 7 августа 1905 года организовал на Волхонском шоссе верстовые гонки. На них было зафиксировано два новых всероссийских рекорда скорости: Константин Капустин на автомобиле «Ришар Бразье» 12 л.с. 57,7 км/час и Сергей Корибут-Кубитович на мотоцикле «Минерва» 3 л.с. – 69,8 км/час. Казалось бы какие тут рекорды, если скорости ниже, чем в прошлогодних гонках. Дело в том, что автомобили и мотоциклы стали подразделяться на категории, группы и классы в зависимости от характеристик двигателя и других признаков, поэтому учитывались рекорды в каждом из этих подразделений.

Пока не утихнут революционные страсти, решили повременить с верстовыми гонками и рекордами. Отдельные соревнования по автомотоспорту проводились, но очередные верстовые гонки на Волхонском шоссе состоялись только летом 1908 года. В этот период в мире заканчивалась эра автомобилей, относящихся к категории «Антик», т.е. когда шел поиск наиболее рациональных компоновочных схем и конструктивных решений нового механического способа передвижения. Лидирующее положение в автомобилестроении, вплоть до настоящего времени, занял двигатель внутреннего сгорания с использования бензина.

Шестая верстовая гонка «Волхонки» 29 июня 1908 г.
Первые, после трехгодичного перерыва, верстовые гонки состоялись 29 июня 1908 года на 23 версте Волхонского шоссе при большом стечении народа. Организатор - Санкт-Петербургский Автомобиль-клуб (СПАК), где «первую скрипку» играли известные спортсмены: И.А. Голубов, А.П. Нагель, С.А. Степанов и В.В. Навроцкий. в зависимости от мощности двигателей мотоциклы разделили на две категории, автомобили на 4 категории . Старт с хода.


п/п
гонщик автомобиль, мотоцикл, мощность, л.с. Категория Время
мин, с
скорость
км/час
1 Патаркин мото «Марс», 5 л.с. 1 49,0 с 78,4
2 Фриман мото «F.N.», 2,75 л.с. 2 1 мин 22,8 с 46,4
3 Донье авто «Мерседес», 40 л.с. 1 43,8 с 87,7
4 Нагель авто «Бразье», 30 л.с. 2 1 мин 1,8 с 62,1
5 Ефрон авто «Вернер», 20 л.с. 3 58,0 с 66,2
6 Дерингер авто «Рено», 10 л.с. 4 1 мин 26,8 с 44,2

Седьмая верстовая гонка «Волхонки» 24 мая 1909 г.
24 мая 1909 года в Санкт-Петербурге был теплый солнечный день. «Погода смилостивилась для гонки» – радовались редактор-издатель Андрей Нагель, его друг и талантливый журналист - автоспортсмен Евгений Кузьмин и другие организаторы соревнований, развешивая на линии старта большой транспарант «гонка журнала «Автомобиль». Место старта находилось на Волхонском шоссе в 4 верстах от станции Александровская и 25 верстах от города. Эта «рекордная верста» была тщательно промеряна и официально признана Санкт-Петербургским Автомобиль-Клубом для «побития рекордов и испытаний». Старт и финиш соединены телефонной связью. Старт с места и с хода.

В заездах разыгрывался «Кубок скорости», учрежденный известными спортсменами-автомобилистами графом А.А. Мордвиновым и А.А. Ветчининым, которые сами участвовали в гонке, а также призы Ф.И. Танского, И.П. Пузырева и других известных в отечественном мире автомобилизма лиц. Героем дня стал Александр Александрович Мордвинов, который на своем автомобиле «Опель» 120 л.с., прошел одну версту с хода за 29,2 с и установил рекорд России – 131,5 км/час.

Хорошая подготовка и организация гонок вызвала большой интерес многих участников и «массу избранной публики», в том числе «осчастлививших посещением» Великого князя Михаила Александровича, Великой княгини Ольги Александровны и принца Ольденбургского. которые в дальнейшем оказали большую поддержку развитию отечественного автомотоспорта.

Основным спортивным событием сезона 1910 года стал международный автопробег на Императорский приз, который состоялся 16-30 июня по маршруту: Санкт-Петербург – Псков – Витебск – Могилев – Киев – Гомель – Рославль – Москва – Тверь - Новгород – Санкт-Петербург на дистанцию 3000 верст (3200 км). Иностранцы прозвали эти соревнования «La Coupe du Tzar» – Кубок Царя.
Стартовал пробег в Царском Селе 16 июня 1910 года на Гатчинском шоссе вблизи от Орловских ворот.

Восьмая верстовая гонка «Волхонки» 22 мая 1911 г.
22 мая 1911 года на «обычном месте» Волхонского шоссе, у станции Александровская Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб вновь организовал традиционные автогонки на одну версту со стартом с хода. Великолепная погода, трибуны, оркестр, автобус от станции Александровская к месту старта – все это привлекло большое число зрителей. Впервые автомобили участников подразделяются на дорожные и любительские, для которых устанавливалось 8 категорий, в зависимости от рабочего объема двигателя, как это делается и настоящее время. Победил Фрасуа Донье.

Гонщик Автомобиль Категория Объем Время Скорость Примечание
1 Донье Мерседес 3 1,1—1,5 29,8 128,8 Победитель
2 Миллер Опель 1 > 1,5 33.4 114,9  
3 Риетли Лянча 5 0,75—0,90 40,6 94,5 Победитель
4 Нагель Руссо-балт 3 0,75—0,90 41,2 93,2 Вне конкурса
5 Слупской Эксцельсиор 6 0,70—0,75 42,6 90,1  
6 Синягин Даймлер 7 0,60—0,70 53,0 72,5 Вне конкурса
7 Мейснер   8 0,50—0,60 63,2 60,8  

Девятая верстовая гонка «Волхонки» 6 мая 1912 г.
Волхонское шоссе уже не удовлетворяло возросшим скоростям, даже при разгоне нужно было проезжать «горбатый мостик»; по этому поводу делался неутешительный вывод: Хорошего куска шоссе для верстовой гонки у нас под Петербургом не найти». Тем не менее на Волхонском шоссе 6 мая 1912 года вновь состоялись традиционные гонки на одну версту, организованные Санкт-Петербургским Автомобиль-Клубом, в которых вне конкурса приняли участие водители, недавно созданной Первой автомобильной роты Военного ведомства. Записалось на гонку невиданно много – 27 участников и 4 военных водителя. На этот раз финиш установили в 1,5 версты (1,6 км) от станции Александровская, подвоз к которому осуществлялся таксомоторами. На финише построили трибуны, работал буфет и звучала музыка для многочисленных зрителей. Около 100 автомобилей зрителей и участников стояли по обочине дороги и на выделенных площадках.

Все автомобили участников также были разбиты на 8 категорий, в зависимости от рабочего объема двигателя. Среди судей на старте были известные спортсмены: В.А. Лебедев, В.А. Михайлов, В.В. Навроцкий; на финише – В.П. Всевололжский, Н.И. Котович, С.А. Степанов, А.П. Нагель, Р.М. Дидерихс, Н.Г. Кузнецов, В.А. Зенченко. Первые три места (призеры) в 1 категории и победители в других категориях приведены в таблице. Из-за малочисленности участников в категориях 5,6 и7 победителям выдавался только памятный жетон, которым награждались также военные водители (их скорости от 78 до 96 км/час.

Гонщик Автомобиль Категория Время, с Скорость Примечание
1 Меллер К. А. Опель 1 28,8 133,4 1 местоКубок, грамота
2 Бобрыкин А. А. Гаггенау 1 29,0 132,4 2 местоЖетон
3 Мекк М. Мерседес 1 31,4 122,3 3 местоЖетон
4 Чертков Бенц 2 41,0 93,7 1 местоСеребряная вещь
5 Машкауцан Ф. М. Даймлер 3 69,0 55,7 1 местоЖетон
6 Ефрон А. И. Воксхолл 4 36,4 105,5 1 местоКубок, жетон
7 Пископ М. Г. Жермен 5 44,2 86,9 Памятный жетон
8 Котович Н. И. Форд 6 61,2 62,8 Памятный жетон
9 Бюлер В. Х. Бедфорд 7 60,8 63,2 Памятный жетон
10 Суворин Б. М. Дукс 8 54,6 70,3 1 местоКубок Танского

17 июня 1912 года в Санкт-Петербурге стартовал третий по счету и последний в Российской Империи международный автопробег по принципам ралли на Императорский приз, получивший название «Варшавский пробег». кроме русских участников были автоспортсмены из Германии (4 экипажа), Англии, Франции и Италии (по 3 экипажа), Австрии, Америки, Бельгии и Испании (по 1 экипажу). Всего 21 экипаж, каждый из которых включал водителя и двух пассажиров. Предстояло пройти более 3000 верст через Ревель (Ригу), Варшаву, Киев и Москву (финиш). Начальный пункт – Волхонское шоссе.

Санкт-Петербургскому Автомобиль-Клубу (СПАК), который входил в оргкомитет автопробега, было поручено организовать гонку на одну версту в качестве дополнительного соревнования, что и было с успехом сделано. Причем эту верстовую гонку организовали как совместную для участников Варшавского атопробега и как на призы СПАК, но с раздельным зачетом результатов.

По регламенту Варшавского автопробега автомобили участников были разделены на 4 категории по рабочему объему двигателя: 1-свышее 6,5 л, 2- от 4,5 до 6,5 л, 3- от 3,0 до 4,5 л, 4- менее 3 л. При этом в технических требованиях к автомобилям указывалось: должны иметь не менее 4 мест «лицом к ходу», жесткие крылья над колесами от грязи, два независимых тормоза, задний ход, глушитель, три фонаря ( в том числе задний для освещения «нумера»). Организаторы верстовых гонок ранее подразделяли автомобили на 8 категорий, а для этой гонки решили сделать 6 категорий в зачете СПАК. Линия старта – у столба на пятой версте Волхонского шоссе; старт с хода. Между стартом и финишем установлена телефонная связь. Соревнования обслуживали наиболее опытные судьи, на старте – Б.С. Постников и Н.Н. Галл, на финише В.П. Всеволожский, С.А. Степанов, Н.Г. Кузнецов, Р.М. Дидерихс, А.П. Нагель, Алексеев и другие. Стартовали в этой верстовой гонке 17 гонщиков в зачете СПАК; лучшие результаты в каждой из шести категорий – в таблице № 5. Среди 21 участника варшавского автопробега лучший результат показал Кендаль на «Остине» – 128,5 км/час. После завершения верстовых гонок участники Варшавского автопробега в тот же день, 17 июня 1912 года, вновь стартовали, но уже на 140 верст в первом этапе от Волхонского до города Нарвы.

Десятая верстовая гонка «Волхонки» 14 мая 1913 г.
Одним из наиболее знаменательным событий в истории российского автомотоспорта была гонка на одну версту 14 мая 1913 года на Волхонском шоссе. Старт на пятой версте, считая от железнодорожной станции Александровская.

На этих гонках впервые в России был преодолен 200-километровый рубеж скорости автомобиля, которого достиг немецкий гонщик Франц Хернер, выступая вне конкурса на гоночном автомобиле “Бенц-82-200” с мощностью двигателя 200 л.с. Его результат – 189,5 верст/час (202,1 км/час) был принят как новый всероссийский рекорд. Ранее всероссийский рекорд скорости – 153,6 км/час – принадлежал французу Эрли на “Бенце” 150 л.с., который он установил в верстовых гонках на Рижском автопробеге 16 августа 1909 году в дополнительных состязаниях под Ригой, на шоссе у станции Роденпойс.

Что же получается? Всероссийские рекорды устанавливают то француз, то немец на иностранных автомобилях. Дело в том, что рекордом России признавался наивысший результат, достигнутый на ее территории, независимо от национальной принадлежности участника. Так во многом схоже трактует понятие «рекорд» и современный спортивный кодекс российской автомобильной федерации. Кстати, рекорд Франца Хернера (202,1 км/час) является абсолютным рекордом скорости автомобиля не только в дореволюционной России, но и в СССР, которого удалось достичь только 26 октября 1951 года харьковскому гонщику Владимиру Никитину на специальном рекордном автомобиле «Харьков-3» – 202,18 км/час, а преодолеть – 15 июля 1952 года московскому гонщику Алексею Амбросенкову, также на специальном рекордном автомобиле «Звезда-3м» – 203,05 км/час.

В гонке на Волхонском шоссе 14 мая 1913 года всего соревновались 25 участников, которые были разделены на 8 категорий в зависимости от рабочего объема двигателей автомобилей. В каждой из категорий были свои победители и рекордсмены. Так «русский рекорд скорости для дам» установила госпожа Римская-Корсакова на «Воксхолле» – 111,0 км/час, а Иван Иванов установил «Рекорд скорости для русской машины» – «Руссо-Балт», 30 л.с. – 129,7 км/час. Причем это был то же автомобиль, прозванный за своеобразную форму «огурец», на котором Андрей Нагель с Вадимом Михайловым добился успеха на Монакском ралли в начале 1912 года, пройдя от Санкт-Петербурга до Монте-Карло 3257 км за 195 часов 23 мин. со средней скоростью 16,7 км/час.

Впервые на этой гонке была использована автоматическая засечка времени с помощью аппарата «Телехрон», изобретенного и построенного активным членом СПАК Борисом Семеновичем Постниковым. Принцип работы аппарата заключался в том, что при разрыве нити, натянутой в стартовом створе, автомобилем запускался секундомер, а при разрыве нити на финише – останавливался. Аппарат работал в основном исправно, но именно сбой в его работы не позволил засечь время Меллера и фон Люде. Им не смогли дать перезаезд, так как не было возможности очистить трассу от ликующей толпы после рекордного заезда Хернера, который стартовал последним.

Гонщик Автомобиль Категория Время, с Скорость Примечание
1 Хернер Ф. Бенц 0 19,0 202,1 Всероссийский рекорд
2 Донье А. Мерседес 1 26,8 143,3 1 приз категории
3 Иванов И. Руссо-Балт 1 29,6 129,7 2 приз категории
4 Плюим Гупмобиль 3 45,6 84,2 1 приз категории
5 Овсянников С. Воксхолл 4 32,4 118,5 1 приз категории
6 Римская-Корсакова Воксхолл 4 34,6 111,0 2 приз категории, жен. рек.
7 Бобровский Опель 5 47,0 81,7 1 приз категории

Одиннадцатая верстовая гонка «Волхонки»
Не прошло и недели как на Волхонском шоссе 19 мая 1913 года вновь взревели моторы. На этот раз Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб организовал гонку мотоциклистов на одну версту со стартом схода. Стартовали 20 участников, которые были разделены на 3 категории по мощности двигателей мотоциклов. судили соревнования: Р.М. Дидерихс, А.П. Нагель, Н.П. Нагель, И.А. Фрязинский, П.Н. Азначеево-Азначеев, и Ф. Д. Бобошко. В 1-ой категории мотоспортсмен Лампе впервые в России преодолел 100-километровый рубеж скорости мотоцикла и установил новый всероссийский рекорд, равный 100,5 км/час, который ранее, с 18 июля 1904 года , принадлежал Донье на мотоцикле «Саролеа (Salorea) 4,5 л.с. и составил 76,2 км/час. Во 2-й категории лучшее показал Гольден на «Зените», но из-за подачи протеста на неправильно указанные им характеристики двигателя его результат был аннулирован, несмотря на то, что при проверке характеристики оказались ниже следующего за ним мотоцикла Беллинга, которому и присвоено 1 место.

Гонщик Мотоцикл Мощность, л.с. Категория Время, с Скорость
1 Лампе Индиан 7,0 1 38,2 100,5
2 Беллинг Триумф 3,5 2 45,6 84,2
3 Гольден Зенит 3,5 2 45,0 85,3
4 Аксенов F.M. 2,0 3 1:12,6 52,9

Двенадцатая верстовая гонка «Волхонки» 11 мая 1914 г.
В соответствии с заранее спланированной спортивной программой Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба, 11 мая 1914 года прошли традиционные автогонки на одну версту в обычном месте на Волхонском шоссе. Автомобили 24 участников были распределены на 6 категорий по «размеру двигателя» – диаметр цилиндра (D, мм) и ход поршня (L, мм), т.е. по рабочему объему двигателя. Наибольшую скорость показал немецкий гонщик Шолль на “Бенце” (147,7 км/час), но этот результат был ниже рекорда России, установленного также немецким гонщиком Хернером 14 мая 1913 года (202,1 км/час). Среди 24 участников в 3-й категории автомобилей выступали две женщины – госпожа Самсова на “Хупмобиле” (71,9 км/час) и госпожа Суворина на “Эксцельсиоре” (58,9 км/час).

Гонщик Автомобиль Категория D, мм L, мм Время, с
1 Шолль Бенц 1 155 200 26,0
2 Донье Мерседес 2 96 156 29,4
3 Садыкер Кейс 3 114 133 46,6
4 Новиков Воксхолл 4 95 120 37,2
5 Степанов Руссо-Балт 5 80 110 42,2
6 Баталин Бугатти 6 65 100 52,2

Гонки омрачились гибелью гонщика Диена с механиком. Случилось это уже после финиша, где зафиксировали время 30,0 с (128,0 км/час), но их «Пежо» при торможении опрокинулся и оба «убились на месте».

Эти гонки стали последними на Волхонском шоссе в мирное время. В соответствии со спортивной программой Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба, 20 июля 1914 года на Волхонском шоссе должна была состоятся очередная гонка. Однако изменилась ситуация.

Убийство в городе Сараево 15 июня 1914 года сербом Г. Принципом наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда послужило началом международного кризиса, перешедшего в войну. 19 июля Германия, а 24 Австро-Венгрия объявят войну России. Начался кровавый водоворот Первой мировой войны. Все крупные «мирные» мероприятия, в том числе и планируемые автомотогонки, отменены.

В порыве общественных патриотических чувств, связанных с войной, Санкт-Петербург 19 августа 1914 года был переименован в Петроград. Столица многонационального российского государства, названного именем святого Петра, хранителя ключей от рая, потеряла свое первоначальное имя, в котором латинское «санктус» обозначает святой, голландское «Петер» – Петр, а немецкое «бург» – город. Этому великому городу (с 26 января 1924 года – Ленинграду) предстояло пройти долгий путь потрясений войны, революций, разрухи, репрессий, блокады, восстановления, пока 6 сентября 1991 года он вновь не обрел имя небесного покровителя – Санкт-Петербург.

Исторические материалы предоставлены Мелентьевым Ю.А.
Исполнитель: Маслов В.М.