21 Мая 2008 года
Новый автор публикации Костиников Владимир - Победитель гонки моторов.

22 Марта 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Водитель-инструктор Древицкий Яков Иванович.

3 Января 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Пётр Михайлович Пузанов.

29 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Бекель Павел Яковлевич и сыновья Павел и Александр.

21 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Первый председатель Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба Павел Николаевич Беляев.

19 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Cпортсмен и коммерсант Эмиль Густавoвич Плюйм.

Все новости...

 

Императорская Школа Шоферов

С постройкой первого здания Императорского гаража в 1906 году и в связи с увеличивающимся количеством Царских автомобилей, возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах, способных управлять и ремонтировать Императорские автомобили, а также обеспечивать безопасность членов Императорской семьи в поездках на автомобилях.

Первое двухэтажное здание Императорского гаража было возведено в 1906 году. Здание было построено в стиле английского коттеджа. Площадь здания составляет 964,8 кв. м. Автором проекта был видный зодчий С.А. Данини, работавший в те годы архитектором Царскосельского дворцового управления. На первом этаже было несколько боксов, мастерские для царских автомобилей и размещались подсобные службы гаража. Второй этаж здания был жилым для служащих гаража.

Буквально с середины 1906 года начинает действовать в этом здании первая в России автошкола – «Императорская школа шоферов». Количество Императорских автомобилей быстро росло, и для управления и обслуживания этих автомобилей естественно требовались квалифицированные водители. Уже через год, к 1907 году, штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга. Им платили весьма приличные деньги и выдавали казенную форму.

Но, несмотря на открытие Императорской школы Шоферов, Князь Орлов, сам лично возил Царя, пока не был приглашен в Царское Село с самыми безупречными рекомендациями водитель француз по происхождению Адольф Кегресс. И все же князь Орлов еще долго ездил рядом с водителем, во всех поездках Царя, для безопасности.

Надо сказать, что в России перед Первой Мировой войной не было, выражаясь современным языком, никаких фирменных сервисных станций по обслуживанию и ремонту автомобилей ни, тем более, учебных заведений по обучению водителей.

Автомобили Императорского гаража были в основном иностранного производства и естественно плохо были приспособлены для эксплуатации в России. Императорская Школа Шоферов должна была учить своих воспитанников не только управлять автомобилем, но и быть способными к техническому обслуживанию и ремонту своих автомобилей, в том числе и двигателей. Фактически в России до 1905 года никто не мог делать этого!

По сути дела Школа шоферов готовила специалистов широкого профиля – водителей высшего класса и хороших механиков.

Большое внимание уделялось устройству автомобиля, его техническому обслуживанию. Естественно учеников после прохождения теоретического курса, а в него входило в основном изучение материальной части автомобиля, ждал не блестящий «Мерседес» или «Роллс-Ройс», а долгая практика в ремонтных боксах, как сейчас сказали бы «в яме».


Правила дорожного движения изучались тоже, но не надо забывать что это было на заре автомобилизма и правила были намного менее насыщены дорожными знаками, ни о какой разметке не было и речи, не говоря уже о светофорах и прочих средствах регулирования и «дисциплинарного» воздействия.

В начале ХХ бека в России существовали «Общие правила движения автомобилей и экипажей», они состояли всего из пяти пунктов, но уже в 1912 к ним были добавлены "Технические правила о движении автомобилей", в них было уже 20 параграфов.

Государственная автомобильная инспекция была создана на много позже и роль регулирования движения, выдачи свидетельств на право управления транспортным средством, контроля за водителями, и техническим состоянием автомобилей брали на себя автомобильные дружины, клубы и общества.


Международное «водительское удостоверение» выданное Императорским Российским автомобильным обществом.
Город Рига, 1912 год.


Один из плакатов по устройству автомобиля того времени.

Любопытно, что в то время радиатор системы охлаждения назывался холодильником (сейчас холодильник больше ассоциируется с кондиционером), а КПП назывался алюминиевым ящиком, причем в нем был и дифференциал (задний мост с главной передачей и дифференциалом еще не был изобретен). Привод на ведущие колеса осуществлялся, как видно на плакате, посредством цепной передачи. Вместо фрикционного ведомого диска сцепления использовался фрикционная конусная муфта, ну о тормоза, которые имеются на современных автомобилях, можно было только мечтать.

Большинство автомобилей Императорского гаража были полностью открытыми, и могли представлять опасность для Царя или членов его семейства, в случае нападения со стороны террористов. Водитель, естественно быть обязан, предусматривать и избегать любых потенциальных угроз для своих пассажиров и должен был обеспечить их безопасность от потенциального убийцы.

Урок был изучен однажды, когда Профессор Джиллиард и Царевич были вынуждены стоять в пробке на улицах Санкт-Петербурга в открытом автомобиле. Когда люди на улице увидели, что в автомобиле сидит Наследник Трона, то только мастерство шофера, сумевшего быстро исчезнуть с опасного места, смогло предупредить опасность быть раздавленными сотнями людей, сразу столпившимися посмотреть на Наследника.

Царевич Алексей был очевидно самым юным автомобилистом России и несомненно обучали его опытные инструкторы Императорской школы шоферов.


Уже в 1910 году Наследник примерялся к машине «Делоне-Бельвиль» из гаража отца.

Вскоре Алексей научился отлично водить автомобиль и к Рождеству 1914 года получил в подарок маленькую машину "Пежо-Бебе". На своем «Пежо» Царевич ездил по дорожкам Александровского парка и по коридорам Александровского дворца (!!!), для этого во дворце были сооружены специальные эстакады с довольно крутыми спусками и подъемами. Интересная деталь - на радиаторе этого «Пежо» была установлена звезда от автомобиля «Мерседес».


Во время празднования 300-летнего юбилея Династии Романовых —
императорские водители подают роскошные автомобили «Делоне-Бельвиль».

В то время очень мало было соответствующим образом обученных Шоферов в Европе, тем более в России, обладающими такими навыками не только управления автомобилем, но и телохранителей в одном лице.

Через пять лет, к 1912 году, штат Императорского Гаража разросся до восьмидесяти. Естественно, водители хорошо вознаграждались за свое мастерство, зарабатывая вдвое больше средней платы рабочего, в дополнение к тому что они имели полный пансион в Императорском Гараже (жилье и питание для всей семьи за счет Дворцового управления).

15 мая 1914 года Князь Орлов писал Царю:
«Жалованья рабочих гаража теперь следующие: шоферы Императорских автомобилей получают 90-100 рублей (900$-1000$) и другие рабочие 50-80 ($500-800) рублей месяц. Но Ваше Высочество должно знать о факте, что даже в частных компаниях это стоит намного больше. Хозяева, которые держат водителей, не говорят ничего относительно прибыли, которую получают от различных видов перевозок материала, они снабжены всем что является обычно мало полезным рабочим гаража, которые живут там. Работу в гараже нельзя назвать легкой - она не останавливается даже в отпуске, и они часто должны работать последние часы ночами и даже в течение ночей, чтобы вовремя закончить текущий ремонт, чтобы обеспечить Их Величества и их Двор автомобилями.
...Заработная плата, которую шоферы, рабочие и мойщики получают (у последних доходит до 25 рублей (250 $) в месяц) нисколько не высоки и это не поощряет их ценить свои рабочие места, как мы очень желали бы. К сожалению, многие из них уходят, что ужасно сказывается относительно работы всего гаража в целом. Я предлагаю, для того, чтобы успешно управлять предприятием в целом, необходимо установить хорошие отношения между высшими и низшими классами рабочих...»

По примеру «Императорской Школы Шофферов» (так, с двумя буквами «Ф» в то время писали это слово) создавались и другие российские автошколы. Обычно обучением водителей и механиков занимались гаражи при автомобильных клубах и коммерческих организациях. Самая знаменитая школа шоферов в Санкт-Петербурге была организована в 1910 году при первых «Санкт-Петербургских Политехнических Курсах», так называемый «Первый Техникум», находился на Большой Ружейной улице, дом 6 и вскоре он получил название «Аутотехникум».

В 1913 году обучением водителей в Санкт-Петербурге занимались и другие организации - «Курсы шоферов» при «Русском Автомобильном Заводе И. И. Пузырева» и «Классы шоферов» при «Семеновском» и «Крестовском» гаражах и при гараже Г. Рейса.

Императорская школа шоферов, начав свою деятельность в начале 1907 года, просуществовала до февральской революции 1917 года.

10 лет это даже в наше время очень много, если учесть что современные автошколы в России, которых миллионы, готовят не водителей а полуфабрикаты (граждан, овладевших первичными навыками управления автомобилем, причем ГАИ выдает им международное водительское удостоверение) которые, при современной интенсивности движения и агрессивности «водителей со стажем», являются потенциальными аварийщиками.

Самое удивительное, что здание первой школы шоферов в России, до сих пор не изменило радикально свое первичное предназначение. После революции 1917 года в нем на первом этаже размещался небольшой мотороремонтный завод на втором - жилые комнаты для служащих. После Великой отечественной войны в нем разместилась кафедра автомобилей и тракторов Ленинградского сельскохозяйственного института, потом военная кафедра.

В настоящее время совместными усилиями Санкт-Петербургского Государственного аграрного университета (так сейчас называется институт) и Царскосельского автомобильно-спортивного клуба разработан план воссоздания Императорского гаража, а в этом здании намечено создание школы высшего водительского мастерства, современной станции технического обслуживания автомобилей и тюнингового ателье.

Фотографии использованы из российской автомобильной прессы 1907-1914 годов и из частных коллекций С. Кирильца и В. Маслова.

© 2006 Маслов Вячеслав Михайлович.