Княжна Долгорукая Софья Алексеевна
25.12.1887 - 08.12.1949

Представительница
старинного русского рода, одна из первых в России женщин-автомобилисток. По
рождению – Бобринская, дочь графа А.А. Бобринского – сенатора,
обер-гофмейстера, председателя Императорской Археологической комиссии и пр.
Изучала медицину, в период 1907-1912 гг. много времени проводила в госпиталях.
Увлекалась автомобилями, занималась автовождением. Была единственной женщиной
среди участников Киевского автопробега (ралли) на Императорский приз
16-29.06.1910 на 3200 км. Причем все время сама управляла автомобилем
«Делоне-Беловиль» 19 л.с.; только досадный случай на стоянке в Вышнем Волочке
(случайно разбил радиатор, въехавший в ее автомобиль один из участников), на
последнем этапе перед финишем в Санкт-Петербурге, не позволил ей войти в
зачетный состав. Ее автомобиль «Делоне-Беловиль» был зарегистрирован в
Санкт-Петербурге вначале под № 456 по адресу – Английская набережная дом 70
(данные 13.08.1912), а затем под № 752 по адресу - Галерная, дом 73
(1.07.1913). В начале 1910-х годов увлеклась нарождающейся авиацией, училась в
летной школе и в 1913 г. в Париже получила сертификат летчика (авиатрисса, как
ее называли).
В годы Первой
мировой войны возглавляла отряд Красного Креста имени Государственной Думы.
Называлась тогда графиней Бобринской (но многие ее знали как княжна Долгорукая
по фамилии первого мужа). Уже при Советской власти в Петрограде 25.11.1918 г.
вышла замуж вторично за князя Петра Петровича Волконского (1872-1957), но
вынуждена была уехать за границу. В 1921 г. из Англии съездила в Россию,
вызволила там своего мужа из тюрьмы и вместе с ним вернулась в Лондон.
Пробовала работать по воспитанию детей и в медицине, но не имела
соответствующих документов. В 1926 г. вновь сдала экзамены на право вождения
автомобиля и стала работать таксистом. Муж подрабатывал переводами, работал
бухгалтером и клерком, в 1927-1928
годах работал в Дайпе (Dieppe) в казино барона Гинзберга, где Софья Алексеевна
также подрабатывала гидом-переводчиком. С 1928 г. стала работать секретарем у
маркиза Ганей (Ganay). Автор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке
в 1928 г., публикации - «Горе побежденным» (1934, Париж), статьи и обзоры в
«Возрождении» и «Русской мысли». Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 г.
посещала дочь (от первого брака) в немецком плену. Умерла во Франции, была
похоронена на одном из кладбищ Парижа.
Вернуться к списку Пионеров Русского Автомобилизма